Новости интернет-маркетинга

Распродажа! Шесть правил

24.01.2008 / Архив

Все мы любим распродажи? Все мы покупаем дешевле? А когда? Да, зимой шорты дешевле стоят. Это не совсем правильно. Когда же устраивать распродажу? И вообще хочется поговорить о распродажах.

Распродажа

Раньше, а во многих местах розничной торговли и сейчас, думают, что распродажа товара — это тогда, когда кончился сезон и товар никому не нужен. «Вот, стою на асфальте в лыжи обутый, то ли лыжи не едут, то ли …».

Это неправильно. Шесть правил распродаж.

  1. Распродажа должна начинаться на исходе сезона для этого товара. Тогда, когда этот товар не нужен уже большинству, но кто-то ещё его продолжает покупать.
  2. Нельзя мешать товар, который распродаётся с тем товаром, который не распродаётся. Это сейчас очень принято в современном ритейле. Стоит целая полка товара и под одним ценник «Скидка 20%». Другое дело, если товар находится в двух местах: первое (основное) — горячая зона — место распродажи, а второе (второстепенное) — внутри категории (то есть, на полке). Если товар смешан, то товар со скидкой мешает продавать всё остальное. Это товар ориентирует покупателей покупать всё дешёвое, не только это. И они, покупатели, везде ищут низкую цену.
  3. Как следствие из второго пункта можно понять, что для распродажи требуется отдельная зона. Чаще всего в современных магазинах это зона называется промо-зона, что вполне объяснимо.
  4. Распродажа должна находиться в холодной зоне магазина (подробнее о зонах). Но эта зона должна быть подтеплена. Подтеплена вывеской, освещением, внутримагазинной информацией (объявления типа «Не проходи мимо»), чем-нибудь ещё.
  5. Ни в коем случае не пишите слово «РАСПРОДАЖА». В России это слово приняло негативный оттенок. В Европе и США покупатель с удовольствием ходит на распродажи и говорит «Посмотрите, за какие смешные деньги я купил эту вещь». Кто-то из русских писателей сказал «Крутые тапки за смешные бабки». Фраза хорошо иллюстрирует распродажу на Западе, но не в России. В России только зарождается культура распродаж. В крупных городах уже относительно давно зарождается. Года, наверное, с 2005. Менталитет российского покупателя (в большинстве случаев) такой: «Если я купил вещь на распродаже, то я человек второго сорта». Вспомните себя. Возможно и у вас когда-то такое было, если вы уже привыкли к распродажам. Придумайте какое-нибудь другое слово вместо «РАСПРОДАЖА». Только не надо «Товар пониженного качества» или что-нибудь в этом духе. Придумайте «Счастливая покупка», «Дни фирмы Слонёнок», и так далее.
  6. Когда человек пришёл на распродаже у него должно быть впечатление, что ему просто повезло, что он сюда случайно попал. Именно случайно.

Успехов!

Отсутствуют

Комментариев: 32.

Комментарий by Станислав Усатый
2008-01-25 00:51:23 (#)

Второй пункт сложно с первого раза ночью понять

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-25 07:03:02 (#)

Я думал, как сказать первое предложение по другому. Тафталогия…

 
Комментарий by konoreff Подписаться на комментарии по почте
2008-01-25 10:43:34 (#)

Александр! Прочитал 2 раза, но не понял один момент: так все же в какой зоне правильнее располагать зону распродажи?

Ты говоришь в подтепленной холодной зоне. ОК. Тут же ты говоришь, что зона распродажи в промо-зоне вполне объяснима.

Но разве промо-зона — это не та зона, которая, так сказать, должна завлекать человека в магазин (для магазинов с прозрачными витринами — все что около витрин и видно с наружи)? Тогда ведь это получается горячая зона.

Или в этом момента я что-то напутал?

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-25 17:47:08 (#)

После того, как в какую-либо зону помещают распродажу она автоматически (будем прибегать к крайностям) становится горячей.

Нет смысла делать распродажу в горячей зоне, так как она и так горячая (тафталогия опять :)). Есть смысл сделать распродажу в холодной зоне, чтобы в последствии зона стала горячей.

Обычно промо-зона и состоит из распродажи.

Если коротко ответить на твой вопрос о месте, то в холодной зоне.

Информация о распродаже уже будет подтеплением.

 
Комментарий by konoreff Подписаться на комментарии по почте
2008-01-25 17:53:05 (#)

Александр, спасибо за объяснение… но! вопрос не до конца ясен все равно :smile:

нельзя же сделать весь магазин сплошной горячей зоной, правда? поэтому есть горячие зоны, призванные продавать хорошо идущий товар, есть подтепленные зоны распродаж…

отсюда вопрос: если витрину называть промо-зоной, то по теории она должна быть посвящена распродаже или все же продаже тех 20% товаров, которые делают 80% прибыли?

 
Комментарий by konoreff Подписаться на комментарии по почте
2008-01-25 17:55:13 (#)

в догонку: то что у абсолютно большинства магазинов в промо-зоне распродажи и все витрины пестрят вывесками типа SALE — это правильно или нет?

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-26 15:59:15 (#)

Совокупность дисплеев, или, как ты выразился витрин, не становится промо-зоной, если их так назвать.

По сути — да, промо-дисплеи должны продавать те 20% товаров. Но вполне возможны небольшие исключения. То есть несколько наименований не приносят много прибыли, но создают ажиотаж.

Из последнего что помню — это яйца на пасху в ГМ ОКЕЙ по цене 50 копеек за штуку (десяток – пять рублей), в ТК ЛЕНТА — зонты по 20, кажется рублей. Магазины это продавали или по себестоймости, или без выгоды. Только для создания ажиотажа. За одними яйцами мало кто приходил.

Насчёт «SALE» — я уже давно задумывался. Меня лично это слово очень раздражает. Но общую формулу, которая подходила бы для большинства я пока не придумал. Ответить нечего. Во всяком случае, некоторыми людьми «SALE» воспринимается лучше, чем «РАСПРОДАЖА».

 
Комментарий by Тимур Платовский Подписаться на комментарии по почте
2008-01-26 16:12:49 (#)

У нас действительно не очень-то любят слово «Распродажа». Однако в модных бутиках товары со скидкой хорошо покупаются :)

Очень часто знакомые рассказывают, как в Европе приобрели что-то со скидкой. Однако есть страны, где и наш человек вряд ли будет вестись на сниженные цены. Был в Чехии, так там вообще прикол: они обычно на всю витрину могут написать «POZOR» (возможно, ошибся в написании), что означает, по-моему, «ВНИМАНИЕ» :) Поши бы на распродажу с призывом «POZOR»? :grin:

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-26 16:18:43 (#)

Если бы знал, что означает, то да.

В Нероссии нет культа одежды. Это только у нас «понты». Поэтому кроссовки LaCoste в Европе можно за тридцать евро купить, а в России за двести. А на распродаже там и за 15 купишь.

Кстати, не знаю, как организованы в Нероссии распродажи. Там ведь коллосальные скидки делаются.

 
Комментарий by konoreff Подписаться на комментарии по почте
2008-01-26 16:23:36 (#)

Александр, идея вопроса про SALE в том, что правильно ли отдавать самое лакомое рекламное место — промо-дисплеи (теперь я знаю как это правильно называется :grin: !!) — под рекламирование распродаж? Или все-таки правильно с их помощью продавать те самые 20% товара?

Товары для ажиотажа — это несомненно то, что должно завлекать в магазин, тут, думаю, думать не о чем.

Тимур, ну о языковых приколах можно говорить много, но бессмысленно. В любом случае, в Чехии распродажи устраивают, прежде всего, для чехов, а не для русских. И они прекрасно понимают что такое POZOR и это не вызывает никаких посторонних эмоций, связанных с произношением этого слова. Например по-малазийски слово «персона» звучит PERDANA, и там даже модель машины там назвали (Proton Perdana). Это для нас смешно, а для них нормально)))

 
Комментарий by konoreff Подписаться на комментарии по почте
2008-01-26 16:26:09 (#)

Александр, по поводу распродаж в «передовых» странах. Недавно слышал, что супермаркеты в США рапортуют о том, что за неделю рождественской распродажи получили от 40 до 65 годовой (!!!!) выручки.

 
Комментарий by Тимур Платовский Подписаться на комментарии по почте
2008-01-26 16:56:23 (#)

Кстати, о распродажах в период праздников…

Александр, я вот заметил такую тенденцию. Потребители в основном считают это явление неким подарком (скидки) к празднику, а продавцы – возможностью увеличить товарооборот и прибыль. К тому же, зачастую незадолго до праздников происходит небольшое подорожание товара в несколько этапов, а в момент распродажи скидка, собственно, не особо влияет на прибыль от одной единицы…

Можно ли считать это маркетинговой догмой? То есть, всегда ли распродажа у нас направлена на сверхприбыль? Или иногда все же цель – повышение лояльности клиентов?

 
Комментарий by Тимур Платовский Подписаться на комментарии по почте
2008-01-26 17:00:21 (#)

P.S.: Александр, последние вопросы касаются именно распродажи в период праздников и не касаются моментов, когда просто заканчивается сезон, и нужно делать новые закупки для продажи.

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-26 17:15:08 (#)

Тимур Платовский
Распродажа всегда направлена на сверхприбыль. И в предпраздничные дни и нет. Возможна сверхприбыть от определённой категории. Например, удочки плохо продаются, а во время распродажи – хорошо. Это и есть сверхприбыль (относительно среднего уровня продаж).

Вполне возможно, что в предпраздничные дни распродажа делается с целью увеличения посещаемости магазина. Перед праздниками люди тратят денег больше. По последним данным, в декабре люди тратят 140% от среднего ежемесячного дохода (это в среднем по России, в городах-миллиониках — больше).

Я думаю, что лояльность во время распродажи нельзя рассматривать отдельно. Распродажа приносит многие выгоды. В том числе и лояльность покупателей. Каждый магазин сам решает, зачем он устраивает распродажу. Ответом не будет только один фактор (например, только увеличение товарооборота). Есть какой-то ключевой фактор, но часто со стороны его трудно определить.

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-26 17:25:13 (#)

konoreff
Ты видимо не так понял слово «дисплей».
Дисплей — это торговое оборудование, с которого продаётся товар. Проще говоря — полка.
Промо-дисплей — какой-то развал, большая корзина, полка в месте распродажи. Можно сказать подтёплённый или тёплый дисплей.

Дисплей не может быть рекламным местом (полка может только сама себя и рекламировать).

Распродажи и устраиваются из тех 20% товаров, которые приносят больше всего прибыли. По сути, мы будем рекламировать одно и то же.

Ели же есть разногласия, то я бы рекламировал распродажу. Нужно продавать лучше то, что и так хорошо продаётся.

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-26 17:27:15 (#)

Оборот одного ТК Лента в 2006 году за один месяц был 300 млн. рублей. За 30 и 31 декабря этот ТК Лента сделал 450 млн. рублей.

Это к вопросу о рождественской выручке.

 
Комментарий by konoreff Подписаться на комментарии по почте
2008-01-26 17:30:51 (#)

Александр, я более-менее правильно понял что такое промо-дисплей. Но говорил я о именно витринах. Их как правильно назвать?

Т.е. в принципе я говорю о прозрачной стене магазина в торговом центре скажем, за которой стоят маникены и т.д. Вот их то часто исклеивают надписями типа SALE

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-26 17:32:22 (#)

Если посчитать 450 млн. рублей за два дня, то это значит, что в среднем, за одну минуту на одной кассе оплечивалось товара на 2’600 рублей.

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-26 17:36:11 (#)

Витрина и есть витрина. Если там что-то продаётся, то это и есть дисплей. Я бы не стал всё это обклеивать «SALE».

Ничего лучше не рекламирует товар, чем сам товар. Лучше выставить маникены, если, например, речь идёт об одежде.

Но упоминание о распроаде необходимо.

Я бы совместил. Если либо то, либо другое (товар или реклама)… Я бы рекламу выбрал. Но это в самом крайнем случае.

 
Комментарий by Alex
2008-01-27 10:45:31 (#)

жесть :)

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-27 10:51:41 (#)

Жесть?

 
Комментарий by Александр
2008-01-28 10:33:54 (#)

Жесть…

 
Комментарий by Катя Куликова
2008-01-28 11:38:31 (#)

Александр, скажите, ведь еще будет статья, в которой подробнее рассказывается о разных зонах в магазине?

Вы тут, видимо, намекнули, что она будет (фразой «подробнее о зонах»).

Или она уже есть, а здесь просто нет на нее ссылки?

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-28 18:27:30 (#)

Да. Ссылку забыл поставить. Статья есть, но не отдельная. Если что не понятно, то спрашивайте. Вот ссылка.

 
Комментарий by Беганский Павел Подписаться на комментарии по почте
2008-01-29 08:12:34 (#)

А я вот никак не могу придумать замену слову «распродажа», такое чтоб покупателей заманивало так же как и распродажа…

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-29 09:15:32 (#)

Какие-то примеры есть здесь, но можно ещё подумать… Попробуйте устроить мозговой штурм с кем-нибудь. Достаточно два-три человека.

 
Комментарий by konoreff Подписаться на комментарии по почте
2008-01-29 09:54:25 (#)

Павел, думаю,не один ты еще не придумал замену :smile:
На наших магазинах красуются вывески либо:

:arrow: РАСПРОДАЖА, которая у меня вызывает не очень приятное чувство (здесь уже говорилось, что русского человека слово распродажа наводит на мысль о второсортности как товара, так и его, человека, покупающего этот товар)

:arrow: SALE — смешная попытка подражать европейским магазинам. У нас есть свой язык и использование англоязычного названия как-то коробит.

:arrow: ЛИКВИДАЦИЯ (коллекции, товара и т.д.) — тут вообще что-то… слово ликвидация имеет явно негативный окрас и его использование, по-моему, только отталкивает (во всяком случае меня). Ликвидируют обычно что-то совершенно непригодное, типа отходов, мусора и т.д.

Бывает еще пишет СКИДКИ… но по эмоциональному окрасу, мне кажется, это слово проигрывает всем вышесказанным… хотя и имеет более позитивный окрас…

Так что пока поле деятельности здесь широко как мне кажется.

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-01-29 16:59:33 (#)

«Ликвидация» – действительно смешно. Я тоже такое видел. Но редко.

 
Комментарий by лучшие логотипы Подписаться на комментарии по почте
2008-02-07 19:07:55 (#)

Одежду все таки надо покупать вне сезона. Шубы летом стоят чуть ли не в два полтора раза дешевле, а для женщин это очень круто. а беспокоится насчет того, что вещь выйдет из моды не стоит, все равно довольно часто мы носим одну вещь по несколько сезонов :roll:

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-02-07 19:16:27 (#)

Женщины разные бывают. Но мы говорим не тогда, когда надо покупать, а тогда, когда надо устраивать распродажу. ;)

 
Комментарий by Ати
2008-06-25 23:22:19 (#)

Распродажа – это всего лишь реализация остатков на складах. Не больше и не меньше.
Бабло срубили – надо срочно освобождать место под новый товар. Гешефты ждать не любят… :)

Не надо наполнять слово «распродажа» глубоким маркетолого-фельдфебельским мистицизмом! :)

 
Комментарий by Александр Блохин
2008-06-26 08:19:31 (#)

Да, реализация. Но реализовать тоже надо с умом. Реализовать можно медленно, а можно быстро. Это о том, как быстро реализовать.

 
Имя

Эл. почта

Сайт


Ваш комментарий (текстовое поле: меньше | больше):

| интернет-маркетинг | | вирусный маркетинг |